Судя по историческим данным, необычные диеты , как правило, оказывались неэффективными и не приносили желающим похудеть ожидаемого результата. Несмотря на все предостережения медиков и печальные примеры подчас небезопасного воздействия диет на организм человека, страдающие лишним весом прибегали к самым диковинным способам избавления от лишних килограммов, при этом, прежде всего «худел» их кошелек, а не талия.
В постели с гуру диет
Голливудские звезды для простого обывателя всегда были чем-то вроде ролевых моделей, а любая уважающая себя звезда всегда окружает себя людьми, работающими на ее красоту и славу.
Гэйлорд Хаузер, симпатичный и харизматичный молодой человек с фальшивой докторской степенью, прекрасно знал о самом страшном кошмаре известных кинозвезд, страхе набрать вес , потерять красоту и привлекательность, и, соответственно славу и любовь публики. Играя на тонких струнах неуверенности и одержимости собственной внешности, Хаузеру удалось закрутить роман с самой Гретой Гарбо. Для голливудских звезд, любая, даже самая строгая и дорогая диета, не казалась таким кошмаром, как осуждение публики и страх грядущего забвения.
Истина в яйце
Первый бестселлер на тему диетического питания был опубликован в 1598 году венецианским купцом Луиджи Корнаро. Торговец никогда не отказывал себе в удовольствии покушать и, в конце концов, невероятно растолстел и нажил себе кучу болячек. В поисках избавления от лишних килограммов, венецианец разработал собственную диету, первую диету, основанную на ограничении потребляемых калорий, высоком содержании протеинов и низком уровне углеводов. С помощью своего изобретения Корнаро удалось сбросить вес и благополучно дожить до 90 лет, съедая всего лишь по одному яичному желтку в день. Иногда Луиджи делил желток на две порции, оставляя одну из них на следующий день.
Мышьяк – убийца жира, и не только…
Существование диет невозможно без разнообразных средств для похудения. Англичане викторианской эпохи были просто помешаны на всяких пилюлях для снижения веса. Большинство из них были совершенно безвредны, их варили из мыла и топленого свиного сала, но некоторые средства были далеко не так безобидны. Входящие в состав этих пилюль мышьяк и стрихнин, ускоряли обмен веществ, но ускоряли его до такой степени, что употребление подобных средств приводило к летальному исходу. Доверчивая публика не могла устоять перед многообещающими рекламами, торговцы демонстрировали иллюстрации с результатами «до» и «после», уверяли, что эффективность их товара подтверждена учеными и медиками, но на поверку выяснялось, что научные подтверждения оказывались такой же фальшивкой, как и вся рекламная компания.
В 20-ых годах прошлого века более 100 000 американцев употребляли Динитрофенол, канцерогенное средство, подававшееся под соусом препарата для похудения. В результате Динитрофенол-диеты многие пациенты лишились зрения. В лучшем случае те, кто принимал этот препарат, теряли от килограмма до двух, такой, на самом деле ничтожный результат совершенно не оправдывал чудовищного риска, сопряженного с приемом Динитрофенола. В 1938 году Динитрофенол был запрещен.
Кишка тонка?
В ХХ веке общество просто было одержимо диетами, и производители разнообразных диетических препаратов играли на боязни людей набрать вес, стать непривлекательным и так далее. В принципе с тех пор мало что изменилось, торговцы средствами для похудения рекламируют свои средства на основе именно этих человеческих страхов. Желающим похудеть предлагается, например, купить пилюлю, заселяющую в ваш организм солитера, при этом вы едите все, что захочется, и в любых количествах, а потом просто принять еще одну пилюлю, чтобы вывести этого «квартиранта» из вашего организма. Говорят, что известная оперная певица Мария Каллас пользовалась именно этим средством. Если вы во чтобы то ни стало хотите расстаться с лишними килограммами (а в отдельных случаях и со своим здоровьем), курите сигареты, содержащие вещества, подавляющие аппетит, проводите часы в массажном кресле, подселяйте к себе в кишечник солитера – выбор за вами.
Викторианский метод борьбы с лишним весом
Косметическая хирургия – на самом деле не самая новая отрасль медицины. Так называемые «хирурги красоты» позднего викторианского периода снискали весьма презрительное к ним отношение в среде своих коллег тем, что эксплуатировали желание женщин похудеть ценой болезненных и весьма неприятных операций и лишением последнего гроша.
Беспринципные эскулапы убеждали своих пациенток в том, что они якобы страдают «психическим расстройством» и на страхах и неуверенности в твердом разуме бедных женщин наживали огромные барыши. Загнанные в угол, неуверенные и неудовлетворенные своей внешностью дамы, в конце концов, не без посторонней помощи приходили к выводу, что страдают другими, нуждающимися в срочной коррекции, недостатками и дефектами.
Если вы думаете, что со времен викторианской эпохи что-то изменилось, вы глубоко ошибаетесь, этот метод практикуется и по сей день.
Горацио Флетчер и его теория «пережевывания»
Среди современников английского короля Эдуарда VIII широкую популярность завоевало новомодное на то время диетическое движение флетчеризм. Приверженцами этой теории были такие известные люди, как Генри Джеймс, Франц Кафка и финансовый магнат Джон Рокфеллер.
Теория многократного пережевывания пищи, которое в свою очередь якобы способствовало похудению, придумал Горацио Флетчер. Принцип диеты Флетчера предельно прост: каждый кусочек пищи пережевывается определенное количество раз, например лук шалот - 700 раз, злаковые хлопья - несколько меньше.
Когда пережеванная пища распадается на волокна и жидкость, жидкость нужно съесть, а оставшуюся мякоть выплюнуть.
Гастролируя по миру со своей теорией избавления от лишнего веса, Флетчер в качестве вещдока, доказывающего чистоту своего организма и результативность системы, демонстрировал емкость с собственными фекалиями. По утверждению «диетолога» содержимое емкости не имело характерного запаха, а благоухало как «горячие пироги».
Неистовый Байрон
Лорд Байрон помимо своего буйного нрава, поэтического таланта и массы любовных похождений, был известен и как один из самых известных «диетчиков» начала XIX века. Прославленный поэт мало был похож на бледного романтического юношу, упитанный аристократ то избавлялся от лишних килограммов, то набирал их снова.
Как и современные знаменитости, Байрон следил за своей фигурой: галеты с содовой он чередовал с вымоченным в уксусе картофелем. Нередко поэт «срывался» и не отказывал себе ни в чем, правда, после обильного застолья принимал внушительную дозу магнезии, вещества, известного своими слабительными свойствами. В 1811 году, те, кто знали Байрона тучным человеком, познакомились с «новым» Байроном, потерявшим около 32 кг. Английский поэт всю свою жизнь боролся с лишним весом, осознавая, что именно ожирение становиться причиной половины заболеваний, которыми может страдать человек.
Лорд считал, что женщина, употребляющая пищу – зрелище неприличное, и простить это можно было только в том случае, если в тарелке лежал салат из лобстеров, а в бокале искрилось шампанское.