В 2006 году Францию потрясло страшное преступление: француженка Вероника Куржо, мать двоих детей, оказалась на скамье подсудимых по обвинению в убийстве троих своих новорожденных детей. Детоубийца была приговорена к восьми годам лишения свободы.
Освидетельствовавшие ее судебные психиатры показали, что Куржо действовала в состоянии малоизученного психического расстройства, известного как «отрицание беременности». Женщины, страдающие этим расстройством, не отдают себе отчета в том, что ожидают ребенка.
В случае Куржо убийства открылись, когда в 2006 году ее муж обнаружил в морозильной камере трупы двух младенцев (в это время пара проживала в Южной Корее). Изначально супруги Куржо утверждали, что дети не их, и о том, как они оказались в холодильнике, им ничего не известно. Но анализ ДНК подтвердил, что родителями мертвых детей были именно они. Впоследствии Куржо призналась, что выносила и родила троих детей, не сообщив об этом мужу. В ходе расследования муж Куржо неоднократно заявлял, что даже не подозревал о беременности жены. Поскольку преступница была женщиной крупного телосложения, с него были сняты все обвинения в причастности к убийствам.
Мнение врачей-практиков
По утверждению британских врачей, женщины, страдающие этим расстройством, отрицают собственную беременность и противятся ей до такой степени, что их организм подавляет внешние проявления этого состояния. Таким образом, беременность может протекать незаметно для окружающих, а прибавление в весе может быть и вовсе незначительным – 1-2 килограмма. У многих женщин с синдромом отрицания беременности даже не прекращается менструация.
Врачи-практики уверены, что некоторые женщины с нарушенным менструальным циклом или страдающие от вагинального кровотечения могут в самом деле не понимать, что беременны. У других нет токсикоза, а прибавление в весе минимально (в некоторых случаях женщины даже садятся на диету, переживая, что растолстели).
В свете сенсационного дела Куржо французское издание Liberation провело собственное исследование и установило, что во Франции ежегодно от 1600 до 2000 женщин осознанно или неосознанно скрывают факт собственной беременности, и как минимум 230 признают его уже постфактум, после родов.
Любопытно, что чаще всего жертвами синдрома отрицания беременности становятся не случайно забеременевшие девочки-подростки, а взрослые женщины, матери двух и более детей, которые так сильно сопротивляются беременности, что их организм подавляет все ее физические симптомы. Наиболее подвержены этому расстройству незамужние женщины, живущие в социальной изоляции и не имеющие социальной поддержки, особенно матери-одиночки с негативным опытом рождения и воспитания детей. Синдром неприятия беременности обусловлен психологическими факторами, в частности, такими психическими феноменами, так отрицание и диссоциация.
Отрицание и диссоциация
Отрицание – это форма психологической защиты, которая проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного. Так, признание беременности повлечет за собой изменение образа жизни или проблемы. Это случается, когда женщина не замужем, или если ребенок зачат во внебрачной связи. Доктор Чен вспоминает, что в Сингапуре был похожий случай отрицаемой беременности: девушка доносила ребенка до пяти месяцев, не осознавая себя беременной, а после родов ей было предъявлено обвинение в детоубийстве. Когда вскрытие показало, что ребенок родился мертвым, обвинения с нее были сняты.
Диссоциация – это также механизм психологической защиты, в результате работы которого человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. У некоторых беременных женщин также развиваются бредовые расстройства или такие серьезные психические заболевания, как шизофрения. Так, больная шизофрений совершенно не осознавала собственной беременности, ее ребенка рядом с ней обнаружил муж спустя пять часов после родов. К сожалению, к этому времени ребенок был уже мертв, и женщина не могла сказать, родился он живым, или нет. Другая женщина, также больная шизофренией, пришла на прием к доктору, жалуясь на боли в животе. Оказалось, у нее были схватки. Увидев новорожденного младенца, она спросила, что это за ребенок, и откуда он взялся.
Отрицание или преступление?
Но очень важно отличить истинное отрицание беременности как психическое расстройство от намеренного сокрытия беременности, что встречается довольно часто: были случаи, когда пациентки родильного отделения понимали, что беременны только на втором, а то и третьем триместре. Поздно обнаруженная беременность чревата огромной опасностью для здоровья ребенка, ведь будущая мать продолжает вести обычный - часто нездоровый - образ жизни.
Кроме того, из-за отсутствия надлежащего подготовки и условий существует большой риск занесения инфекции и возникновения осложнений при родах. Вероятность детоубийства в этом случае особенно высока. К сожалению, в большинстве случаев синдром неприятия беременности удается обнаружить только после родов. Иногда это выясняется с помощью правоохранительных органов, когда находят мертвого или брошенного ребенка.
Если ребенок жив, им занимаются службы опеки. В этом случае проводится расследование, чтобы выяснить, может ли мать заботиться о ребенке, признаете ли она его своим, или безопаснее оставить его под опекой государства.
Лучшее лечение синдрома отрицания беременности - психотерапия, ведь она также помогает выявить психологические проблемы, которые и привели к развитию этого синдрома. При обнаружении клинических расстройств, например, депрессии или шизофрении, назначают также медикаментозное лечение.