Термины парфюмерной отрасли ставят вас в тупик? Тогда небольшой парфюмерный справочник поможет вам внести ясность в понимание ароматной индустрии.
Это как дать оценку хорошему вину. В первом случае вы вино пьете, во втором, вы носите аромат на себе. Но умение отличить Шираз от Мерло зависит от вашего нёба, а парфюмерная терминология может помочь оценить новый аромат, который, возможно, вам понравится. Выучив этот язык, вы научитесь понимать, во что вкладываете деньги, когда покупаете духи через интернет или в магазине. Очень важно знать, что вы покупаете. Почему эти духи так дорого стоят? Какие группы ароматов вас интересуют?
Ноты
Сердечные и базовые ноты. Речь идет о компонентах, формирующих «пирамиду» - традиционную формулу структуры любого аромата. Головные ноты (цитрусовые или зеленые ноты) ощущаются в первую очередь, но исчезают намного быстрее других. Сердечные ноты (в частности цветочные, а вообще гамма компонентов безгранична) требуют большего времени, чтобы полностью раскрыться, и они формируют индивидуальность аромата.
Базовые ноты (ваниль, пряности, амбра, мускус, бензойная смола) проявляются ещё медленнее, они очень насыщенные и глубокие. Вот почему перед покупкой необходимо протестировать парфюм на вашей коже и оставить его на несколько часов, так как первое впечатление может измениться. Не покупайте духи, понюхав распылитель флакона. Вы ощутите только спирт, содержащий в себе головные ноты.
Если большинство ароматов следуют пирамидальной матрице, то существуют и такие, которые играют с формой. Например, создатели туалетной воды Pleats Please Issey Miyake отдали предпочтение структуре, «которая струится по телу как ткань», и помогает ощутить многочисленные грани аромата одновременно. К такого рода ароматам относится и Modern Muse Estee Lauder со структурой «двойного восприятия»: яркий аккорд жасмина и чистый древесный аккорд.
Аккорд
Когда две или более ноты объединяются для формирования нового эффекта, результат называется аккордом. Это способствует открытию необычных ароматов, которые невозможно найти в природе. Например, «аккорд морских брызг» в туалетной воде Epice Marine Hermes Hermessence или сладкая индивидуальность, присутствующая в Angel de Thierry Mugler со своими нотками пралине, карамели и ванили.
Аккорд может стать сигнатурой, или ДНК, в парфюмерной линии.
Аккорд «Guerlinade», например, содержится во многих ароматах компании Guerlain, начиная с 1889 года, включая новую туалетную водуLa Petite RobeNoire. И хотя точная формула представляет коммерческую тайну, в Guerlinade входит бергамот, роза, жасмин, плоды дерева кумару, ирис и ваниль.
Абсолют
Аромат розы можно квалифицировать как нежный, но в свете парфюмов интенсивность аромата зависит от процесса экстракции. Абсолют – это экстракт, получаемый при помощи растворителя, спирта, посредством дистилляции горячим паром.
Абсолют розы, например, имеет более выраженный аромат, чем эфирное масло «rose otto». Парфюмированная вода Chez Marni включает в себя масло болгарской розы и абсолют розы. А в парфюмированной воде Tresor Lumineuse от Lancome подчеркивается розовое эфирное масло.
Фланкер
Так в парфюмерии называют производный аромат от подлинного, то есть версия какого-либо аромата с некоторыми изменениями. Концентрация существующих нот может быть слегка изменена, а также возможно добавление новых нот. Например, Voile de Parfum от Dior более легкий фланкер оригинала J’adore, а вот парфюмированная вода Le Parfum Intense Elie Saab сильнее подлинного аромата, благодаря добавлению иланг-иланга и пачули. Даже если фланкеры не производятся с нуля, не думайте, что у них аромат аналогичный оригиналу.
Альдегиды
Альдегиды, синтетические молекулы, представляют собой химические вещества. Считается, что Chanel № 5, созданный в 1921 году, пропагандирует использование в парфюмерии синтетических нот, которые, к слову, уже существовали. Их используют для придания структуры аромату. Синтетические молекулы не позволяют ощущать аромат как сбор природных ноток, конкурирующих между собой. К примеру, вы хотите создать цветочный аромат из эфирных масел жасмина, туберозы и розы. Если вы просто их смешиваете, результат можно сравнить с одновременным пением трех теноров, исполняющих каждый свою арию. Чтобы избежать такого результата, великие парфюмеры создают основу аромата посредством синтетических молекул, которые дополняют природными нотками.
Синтетические ноты имеют значение, потому что некоторые входящие в состав натуральные ноты запрещены правительством по причине возможных аллергических реакций или по причине того, что эти растения находятся на грани исчезновения. Например, под угрозой сандаловое дерево, амбра. Почечный конкремент кашалота, придающий аромат кожи, запрещен во многих странах – его заменили амброксидом, синтетическим нежным амбре, который встречается в парфюмированной воде Amber Musk от Aerin.
Нормы
В основном, производители ароматических веществ поставляют парфюмерам рекомендованные концентраты различных нот. Существуют нормы, установленные Международной ассоциацией по ароматическим веществам. Сверхдоза – это определенная техника, которая заключается в использовании большего количества ароматического вещества от рекомендуемого, соблюдая при этом предельную норму.
Например, Chanel № 5 обладает ярким и изысканным ароматом благодаря сверхдозе альдегидов (синтетической ноте) - случайной ошибке ассистента парфюмера (если верить легенде), а значит, по причине сверхдозы бензойной смолы появился новый парфюм – Candy l’Eau Prada.
Шлейф
Из самого понятия ясно, что речь идет о следе аромата, оставшемся после вас по мере вашего удаления, но не путайте его с невыносимым облаком чрезмерно нанесенного на тело парфюма. Хороший парфюм должен оставлять после себя шлейф. Следующий признак качества парфюма - это то, как долго аромат держится на коже. Хорошая туалетная вода должна сохранять свой аромат как минимум в течение двух часов, а парфюмированная вода – три-четыре часа. Например, новая туалетная вода Play for Her от Givenchy (фланкер) должна держаться на коже дольше, чем оригинал.
Обычный скопированный аромат может принести вам много неудобств: в его состав могут входить неприятные для вас ноты, сам аромат может быть технически плохо сбалансирован (слишком выраженное доминирование одной из нот) или же просто испортиться со временем.
Группы ароматов
Ароматы традиционно подразделяются на следующие группы: цветочные, восточные, древесные, амбровые, кожные и шипровые.
Шипровые считаются менее известными ароматами. Парфюм Chypre Coty принес известность этой группе в 1917 году; шипровые ароматы сочетают в себе древесные аккорды, аккорды мха и цитрусовых, а также бергамот, ладан, пачули и дубовый мох. При создании новых шипровых ароматов используется синтетический дубовый мох в связи с ограничением использования натурального мха, а также большая доза пачули. Эти ароматы постепенно завоевывают рынок. Так в 2000 году доля шипровых ароматов на мировом рынке сбыта составляла 3%, в 2011 году этот показатель достиг 24%. Среди новинок шипровых ароматов представляют парфюмированную воду Ylang 49 Le Labo и Si Giorgio Armani.
Смолистый сок дерева уд или агар – очень дорогой компонент из стран Среднего Востока, аромат которого напоминает ладан. На сегодняшний день он генерируется синтетическим путем. По словам одного из производителей ароматических веществ, уд будет пользоваться спросом в 2014 году. Его можно найти в пьянящих ароматах Velvet Tender Oud от Dolce&Gabbana, Musk Oud By Kilian и Valentina Oud Assoluto от Valentino.
В случае одиночного аккорда речь идет об аромате с одной доминирующей цветочной нотой. Сторонники одиночного аккорда утверждают, что в этом случае у вас появляется возможность лучше оценить цветочный оттенок. Ароматы с одиночным аккордом не слишком распространены, так как в большинстве случаев наблюдается тенденция смешивать огромное количество цветов. Например, в парфюмированной воде Neiges Lise Watier головные цитрусовые ноты заменены четырьмя цветами (гиацинт, ландыш, роза, жасмин). А в новом аромате Peony & Blush Suede Cologne от Jo Malone сочетаются жасмин, роза и левкой.
Вода
Вода – именно этот термин используют для парфюма во флаконе. Различные оттенки продукции являются составной частью дизайна флакона. Цвет зависит от многих факторов, используются как натуральные, так и синтетические красители.