На показе весенне-летней коллекции Chanel, прошедшем в Париже в рамках Недели Высокой моды, волшебство витало в воздухе. И дело было вовсе не в метафорической звездной пыли, которая плотным облаком окружала первые ряды, где разместились почетные гости и знаменитости – Ванесса Паради, Диана Крюгер, Педро Альмодовар и Джерри Холл среди прочих.
И не в женственном очаровании нового, предложенного Chanel силуэта с заниженной талией, не в модернистски свежем сочетании расшитых кристаллами футболок с джинсами и классическим жакетом Chanel – несмотря на свой почтенный возраст (этому тренду уже более 90 лет), жакет Chanel до сих сохраняет первоначальную элегантность и свежесть только что сорванного цветка – не в пышных юбках, взметающихся над коленом пеной роскошного шелкового тюля.
Нет, волшебство было в непогрешимой точности и тонкости, с которой главный дизайнер Chanel Карл Лагерфельд собирает воедино миллион и больше разрозненных фрагментов, идей и культурологических аллюзий, с мастерством истинного чародея преобразуя их в без преувеличения волшебную коллекцию.
Лагерфельд (заметим в скобках, что мастеру уже за 70) пришел в Chanel почти тридцать лет назад, в 1983, и в том же году представил свою первую весенне-летнюю коллекцию haute couture. За эти 28 лет Лагерфельд создал 56 коллекций haute couture. По его признанию, лучшие идеи приходят к нему «почти волшебным образом», в короткие мгновения, отделяющие явь от сна, поэтому он всегда держит у постели отточенный карандаш и бумагу.
Концепция последней коллекции Chanel зародилась у Лагерфельда полгода назад или около того: ему было видение Мари Лорансен, французской художницы, музы поэта Гийома Апполинера. «Дело даже не в силуэте или одежде, которая была на ней. Меня поразил цвет, хрупкость и изящество, мягкость и легкость», - говорит кутюрье.
Вот он наблюдает за дефиле готовых нарядов, 66 ансамблей, которые зрители увидят на показе. Он сидит за письменным столом в своем кабинете на четвертом этаже над бутиком Chanel, открытым легендарной мадам Габриель в 1910. За его спиной – огромный портрет «Коко» кисти немецкого художника Клауса Отто Паффген.
Ничто не укроется от его внимания. Как ястреб, высматривающий добычу, он придирчиво осматривает девушек-моделей и замечает неправильно сидящую шелковую ленту на шее: «слишком низко, она должна быть выше, вот здесь, а узел должен быть спрятан в волосах сзади».
Изысканная вышивка – Лагерфельд называет ее «вышивкой света» - сверкает как покрытая утренней росой паутина на майском солнце. Маленькие закругленные рукава будто бы обнимают предплечья, лаская их; швы тщательно проработаны и подчеркнуты вышивкой со сверкающим бисером и металлической ниткой.
Вблизи тонкость этой работы просто поражает. Даже сам маэстро, рассматривая ее перед показом, не скрывает восхищенного удивления.
«И как у них на все это хватает терпения? – удивляется он, изучая изысканную работу «белошвеек», долгие часы трудившихся над созданием этих шедевров haute couture. – На украшение некоторых этих блуз пошло более 400 000 жемчужин и кристаллов. Вы представляете? Я бы и пяти минут не усидел за этим занятием».
Показ открывает шотландская аристократка, модель Стелла Теннант – внучке герцогини Девонширской уже 40 лет, она мать четырех детей. Стелла демонстрирует новый силуэт: укороченный жакет Chanel с едва заметным намеком на спрятанные под ним формы. Жакет с декоративной отделкой в виде вышивки-паутинки сочетается с короткой юбкой и блестящими, как будто мокрыми, леггинсами , у щиколоток присобранными и застегнутыми на молнию.
Этот образ задает настроение всего показа - настроение детской сказки, волшебного сна. Твид сверкает от обилия кристаллов, на воротниках и манжетах сияют пайетки. Редкие вспышки черного, апельсинового и темно-лазоревого разбавляют нежно-романтическую палитру коллекции, в которой преобладает бледно-розовый, персиковый, кремовый и жемчужно-серый. Изобилие перьев, жемчужин и кристаллов перекликается с тонким неровным краем – сравнения с паутиной не избежать - многослойных бальных платьев из тюля.
«Ветеран» подиума, модель Кристен МакМенами, неожиданно предстает перед изумленным зрителями в образе невесты (выход невесты по традиции завершает дефиле). В розовом безрукавном топе, плотно усеянном кристаллами, и юбке с длинным шлейфом, расшитой перьями и кристаллами, она выглядит восхитительно. Этот образ навеял ей приятные воспоминания: «Я примеряю платье невесты от Chanel уже второй раз. 12 лен занад в Лондоне я выходила замуж в подвенечном наряде от Chanel – а к алтарю меня вел Карл».
Между тем, Лагерфельд уже позирует в окружении 47 моделей и готовится принимать поцелуи и поздравления. И придумывает новую коллекцию.
«Я считаю себя счастливчиком – постучу по дереву – потому что мне удается сделать все именно так, как задумывалось. Но я все равно никогда не бываю доволен своей работой. И вообще я лентяй, мог сделать и лучше».