Историю развития женской моды на протяжении веков можно свести к нескольким основным тенденциям: максимальное соответствие статусу, переход от роскоши к демократичности, от крайней усложненности к минимализму. Русский костюм - не исключение. Женская мода в нашей стране долгое время отличалась четкой приверженностью традициям. На протяжении многих веков практически не менялись крой и отделка, основой костюма, как женского, так и мужского оставалась рубаха. На Руси что знатные дамы, что простолюдинки носили рубаху, набедренную одежду (в отличие от европейских народов, в России одежду кроили по бедрам, а не по талии - так, как это делают сегодняшние дизайнеры) и множество поясов.
Скромность и удобство
Под набедренной одеждой историки моды подразумевают панёву - некий прообраз юбки. Пояс же был главным аксессуаром, и помимо своей прямой функции, имел дополнительную: он выполнял роль оберега. Одежда знатных особ отличалась качеством отделки и ткани, крой же полностью сохранялся. Верхней одеждой как у мужчин, так и у женщин служил кафтан - распашная накидка, которую украшали в меру сил и возможностей. И все эти предметы гардероба очень напоминали наряды древних скифов, поэтому именно их считают прообразом женского костюма.
А вот кокошники и лапти, которые представляются нам старинными и исконно русскими предметами, появились на Руси уже после X века - их наши предки позаимствовали у финских соседей.
Еще позже, ближе к XVI веку, из Скандинавии к нам перешел новый предмет гардероба - ферязь, то, что чуть позже стало визитной карточкой русского женского костюма. Сарафан. Да, именно скандинавский наряд с персидским названием считается традиционной русской одеждой. К слову, национальный колорит весьма видоизменил ферязь. Появились сарафаны самого разного кроя: прямые, круглые, глухие, распашные...
Не удивляйтесь столь большим промежуткам между какими-либо изменениями в русской моде. В новых нарядах не было никакой необходимости: замужним дамам о панёвах думать было некогда, а молодые довольствовались одним парадным сарафаном. Большая часть населения не могла позволить себе какого-либо гардеробного разнообразия, поэтому главными требованиями к одежде были аккуратность и чистота.
В это время в Европе двигателем моды была знать, имеющая уйму свободного времени и приличный семейный капитал. В России, во-первых, к излишествам были не склонны исторически (все-таки здесь не было пресытившейся Римской Империи), во-вторых, строгая православная церковь главным украшением считала скромность, в-третьих, в стране не было хороших портных.
Модная лихорадка
Модный бум начался тогда, когда Петр прорубил окно в Европу. Русский костюм отразил все особенности эпохи, обусловленные этим европейским сквозняком. Знать начала активно заказывать у европейских портных заоблачно дорогие наряды, Церковь слушалась царя во всем и тонула в собственных пороках, а традиционное европейское излишество стало характерно и для нашей страны. Одновременно увеличилась пропасть между крестьянами и их хозяевами, и в то время, как крестьянки продолжали носить сарафаны, барыни перешли к европейским кринолинам.
Появились платья на металлических каркасах с корсажем, глубоким декольте и открытыми плечами. Костюм менялся из года в год, появлялись все новые и новые виды шляпок и чепцов. В моду вошли турнюры. От русского костюма не осталось абсолютно ничего.
Однако, архаичность сохранялась в костюмах простолюдинов. В них сочетались русское и заморское: у рубах появились декольте, душегрейки стали лучше подчеркивать силуэт, и наряду с традиционной отделкой существовала и западная. Яркими и своеобразными были купеческие костюмы, однако постепенно они превратились в карикатурную купеческую моду: украшенные сверх всяких мер, в бантах и перьях, с накинутой сверху дорогой шалью.
Уже в XIX веке мода полностью отражала западные веяния. Вспомните наряды Татьяны Лариной или княжны Мери - пышные юбки, корсеты, открытые плечи, оборки, воланы и кружева . В России стали распространяться модные журналы, и даже девушки из небогатых семей могли позволить себе более-менее модные костюмы. В двух столицах открывались французские магазины одежды.
Советская Россия
История XX века известна всем. Сначала - юбки из портьер, потом однообразные, дешевые костюмы молодого Союза, потом слабое отражение западной моды - юбки-колоколы, напоминающие New look с отставанием на десять лет. Следом - черный рынок во всей красе и ужасные пижамные костюмы, которые выдавали за Dior, мода девяностых, которая исказила и преувеличила западные тенденции. Мода начала меняться быстро, следуя двум главным тенденциям - экономия ткани и демократичность. За каких-то пятьдесят лет юбки и платья укоротились вдвое, и комфорт пришел на смену роскоши.
В новом тысячелетии можно говорить о том, что русская мода идет в ногу со временем. Актуальные тренды в наших магазинах появляются одновременно с европейскими, а ряд русских дизайнеров уже представляет нашу страну на мировой арене. Метаморфозы женских нарядов продолжаются, и теперь - с гораздо большей скоростью.
Дарья Печорина