Трудно представить себе театральную постановку без красочных декораций и костюмов, позволяющих четко донести до зрителя замысел спектакля и переносящих его в необычную обстановку и эпоху. Завершающим штрихом в создании яркого актерского образа во все времена были театральные парики, с помощью которых нелегкий процесс перевоплощения артиста в своего героя происходит намного быстрее.
Как правило, рабочий гардероб актера включает в себя комплект париков, каждый из которых имеет свое предназначение: для спектаклей, киносъемок, эстрадных представлений, а также различных шоу.
Что такое театральный парик
Надевая обычный парик, можно изменить свою внешность лишь отчасти – новая прическа или цвет волос не могут сделать одного человека полностью похожим на другого. В отличие от простых моделей, большинство театральных париков изначально изготовлено под образ конкретной личности (Майкл Джексон, Ленин или Пугачева), героев сказок (Иванушка-дурачок, Снегурочка или Леший) или исторических персонажей (Петр Первый, Наполеон или Суворов).
Парики, созданные для театрализованных или карнавальных представлений, обязательно должны хорошо держать свою форму. Поэтому модели таких париков производятся из особого синтетического волокна высокого качества, которое отличается меньшей эластичностью.
Дизайн театральных париков не всегда подгоняется под конкретный образ, среди них выпускаются экземпляры, имитирующие современные прически, которые можно носить в повседневной жизни. Однако при покупке театрального парика не рекомендуется выбирать модели, сделанные из некачественной, дешевой синтетики, так как они не отличаются долговечностью.
Искусственный или натуральный
Качественные театральные парики служат естественным завершением артистического образа, поэтому для актера важно, чтобы искусственная прическа-парик на персонаже выглядела как природные волосы. При изготовлении моделей париков применяется натуральный волос или синтетическое волокно, но чаще всего в театрализованных постановках используются искусственные парики.
Почему парики из синтетического или искусственного волокна более предпочтительны в актерской среде? Ответ прост – в отличие от натуральных моделей, синтетические изделия лучше держат форму и не требуют сложного ухода. Ведь в гастрольной суете зачастую не хватает времени на то, чтобы перед каждым спектаклем приводить парик в надлежащий вид. Кроме того, искусственные волосы легче по весу и дешевле, чем «живые», и в этом очередное преимущество синтетических париков, задействованных в представлении отнюдь не в одном экземпляре.
Единственным недостатком синтетических париков является неестественный блеск, появляющийся при ярких вспышках света или под лучами софитов. В остальном они составляют серьезную конкуренцию своим натуральным «коллегам» по цеху, а при бережном хранении и уходе театральные парики могут прослужить своему хозяину не один сезон.
Мужские и женские парики
Лучшими париками, как для актеров, так и для актрис считаются модели, изготовленные тамбурованным способом. Это значит, что волосяная часть модели прикрепляется к основе с помощью специальной иглы, прошивающей ее насквозь. Волосы театрального парика, прикрепленные таким способом, выглядят очень натурально.
Среди актеров-мужчин принято иметь комплект универсальных париков, соответствующих нескольким сценическим образам. Например, для комического амплуа чаще всего используется парик с большой лысиной и всевозможными накладками на крючках, позволяющими легко преобразить его в соответствии с новой ролью. Поэтому мужские театральные парики нередко выполняют функцию «три в одном», что очень удобно и экономично.
Модели париков для актрис менее экономичны в использовании. Обычно для каждого женского образа парик подбирается индивидуально, особенно для роли исторических личностей. Качественные модели женских париков снабжены регулируемым размером по окружности и объему головы, что позволяет разным исполнительницам без труда использовать один парик в различных представлениях. Но обычно каждая актриса имеет собственный комплект универсальных париков и шиньонов для создания любого артистического образа.
Инна Михайловская